Назад к списку

Сетевые флешмобы: зачем мы участвуем в них?  (комментарий для сайта psychologies.ru)

Ниже - полный текст комментария: 

 Все сетевые флэшмобы имеют очевидные признаки спланированности и преследуют конкретную цель, хоть и не всегда очевидную, не всегда лежащую на поверхности, не всегда обозначенную организаторами – и уж тем более, не всегда запоминаемую участниками. Так, акция «Обливание Ведром Ледяной Воды» имела целью сбор денег в помощь тяжёлым больным, но это быстро забылось участниками; главным для них стало – облиться водой и выложить свой видеоролик в Интернет. Почему так происходит? Почему люди легко становятся участниками сетевых игр?

Создаваемая соцсетями виртуальная реальность есть замена реальной активности, подмена жизни, её симуляция; то, что Ж-Ж. Бодрийяр называл симулякром. Но замена вполне полноценная, если брать приносимые ею переживания! Играть же всегда проще, чем работать по-настоящему, а соревноваться игровым престижем и условными игровыми баллами, не отходя от компьютера, проще, чем реально развиваться (физически или умственно) в повседневной жизни.


Чтобы нарастить мышцы, надо регулярно ходить в спортзал и выполнять тяжелые упражнения. Чтобы стать публичным человеком, общественным или политическим деятелем, тоже нужно долго и тяжело трудиться. А Интернет позволяет получить результат мгновенно: подписал воззвание, рассказал о чём-то интимном, выложил смешной ролик со своим участием – и ты знаменитость! О тебе говорят, тебя обсуждают – вот она, твоя персональная минута славы.

И это не всё, Интернет приносит человеку целый ряд бонусов. Тот же сетевой флэшмоб – это игра, но, как и всякая игра, она ИМИТИРУЕТ ПОЛЕЗНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Да, здесь все слова надо выделять: имитирует, но деятельность; имитирует, но полезную, и чувство усталости тоже приносит – как и чувство удовлетворения достижениями в игре.Интернет приносит человеку дополнительные переживания, которых так не хватает в реальности, приносит дополнительный адреналин – и всё это на фоне чувства полной безопасности и обыкновенной лени. Интернет дарит и чувство личной избранности, посвящённости в тайны; дарит жизнь в такой реальности, которой у соседа нет, поскольку нет у него нужного гаджета и нет времени на ерунду. Можно сказать, что Интернет дарит ощущение жизни в сказке, которое (ощущение) не каждый может себе позволить.

Таким образом, сетевые флэшмобы – это недорогая попытка побороть чрезмерную предсказуемость обыденной жизни, потому они и популярны.

http://www.psychologies.ru/self-knowledge/behavior/setevyie-fleshmobyi-zachem-myi-uchastvuem-v-nih/