Назад к списку

Подарок клептоману: как снизить уровень краж и использовать подарки для рекламы отеля (комментарий для журнала "Академия гостеприимства)

 Мы не будем говорить здесь о профессионально совершаемых кражах из отелей – когда, например, воры выносят всё содержимое номера вместе с мебелью и телевизором, или когда из отеля похищают картину ценой в 300.000 долларов. Эти хищения ничем не отличаются от обычных квартирных краж ни по мотивам, ни по методам совершения. Мы будем говорить об импульсивном «прихватывании» отдельных вещей из гостиничного номера законопослушным гражданином, которому в его обыденной жизни кражи несвойственны. 

Такого рода хищения обычно берут при написании в кавычки, поскольку они мелочны по сути своей и поскольку совершают их порой люди обеспеченные и даже богатые. Для таких поступков можно выделить два основных мотива, вполне логически объяснимых: во-первых, тяга к коллекционированию и, во-вторых, гипертрофированная «хозяйственность», синдром Плюшкина (в повседневной жизни, конечно, эти мотивы могут переплетаться весьма причудливым образом). 

Тяга к коллекционированию, она же стремление получить сувенир. Люди любят вспоминать свои путешествия и приключения; для кого-то это – воспоминание об отдыхе, для кого-то – возможность похвастаться пребыванием в экзотических, не для каждого доступных местах. В этом плане вещь из гостиницы ничуть не хуже (правда, и не лучше), чем покрытая лаком ракушка с надписью «Привет из Сочи» или сушёный скорпион в рамочке, привезённый из Туниса, – мелочи из отеля точно так же будут пылиться дома на книжных полках в ожидании момента, когда хозяин сможет показать их гостям, надев на лицо подобающий случаю важный вид.В качестве сувениров люди берут что-то лёгкое по весу (чтобы не перегружать багаж), но симпатичное на вид. Это может быть пепельница, тапочки, блокнот или ручка с логотипом отеля, одноразовая упаковка шампуня или мыла, фирменная писчая бумага отеля (с водяными знаками, например). Такого рода «хищения» обычно в гостиницах не только не запрещены, но и поощряются, поскольку одноразовые изделия уже включены в стоимость номера, а распространение логотипа отеля туристами по всему миру – хорошая рекламная акция. 

Мотивы второй группы, сверх-хозяйственность или плюшкинизм, исчерпывающе описываются фразой «всё равно деньги плОчены». Логическая цепочка рассуждений здесь такова: я уплатил за гостиничный номер => поэтому я пользуюсь вещами, которые находятся в номере => всё, что находится в номере, теперь моё, и я им пользуюсь по праву => раз оно моё, я могу его забрать с собой.Исходя из этой логики, в отелях крадут вещи многоразового использования: полотенца, банные халаты, наборы посуды… Всего не перечислишь, но, прочитав новость «украинский турист украл и отеля в Хургаде 12 рулонов туалетной бумаги и сиденье для унитаза», мы сразу понимаем: это – проявление гипертрофированной хозяйственности. Современные дорогие отели стали включать в стоимость номера цену дорогих вещей, но тут они попадают в замкнутый круг: в описанной мною логике, чем дороже номер отеля, тем более дорогими вещами носитель плюшкинизма захочет эту дороговизну компенсировать. 

Насколько распространено «прихватывание» вещей постояльцами гостиниц? Мне попадалась такая статистика: 38 % забирают с собой гель для душа и шампунь, 21 % - канцелярские наборы, 7% - бумажные салфетки и тапочки с логотипом отеля. На более дорогие вещи, халаты и полотенца, покушаются 32 %, и в этих хищениях лидируют женщины: по статистике, они склонны присвоить полезную в хозяйстве вещь в полтора раза больше, чем мужчины.Профилактика краж по каждой из перечисленных групп может быть следующей. Для первой группы постояльцев нужны специальные дешёвые сувениры с красочным логотипом отеля, предназначенные специально для распространения по миру: блокноты, ручки и т. п. Для второй группы, для любителей дорогих вещей, имеет смысл сделать эти вещи максимально неудобными для кражи. Бывает достаточно что-то снабдить огромными брелоками, а что-то – магнитными чипами, которые устроят громкое верещание на выходе из отеля (скандалы не нужны не только отелю, но и туристу).


Статья доступна по ссылке.